Как выбрать блокфлейту

Как выбрать блокфлейту? Какие они вообще бывают?

Вопрос, согласитесь, важный. Особенно для начинающего. От правильного ответа на него кое-что зависит, а потому я посвятил ему целый раздел.

Итак, начнем с простого.

Материал

Тут вроде все просто! Если ты блокфлейта, то тебя делают либо из дерева, либо из пластика.

На самом деле это не все, что следует знать.

Во-первых, блокфлейты бывают еще и комбинированными: “свистулька” из пластика, а трубка из дерева.

Сразу скажу, что для обучения, на мой вкус, такой вариант самый нормальный.

Во-вторых, блокфлейты из дерева могут здорово отличаться. Дерево бывает всякое!

Блокфлейты изготавливают из разных пород деревьев. Это влияет как на стоимость, так и на звучание.

Например хорошие блокфлейты получаются из клена, груши, яблони и (сам не проверял, но читал) из других плодовых деревьев.

Однако спецы утверждают, что блокфлейты из палисандра, самшита и красного дерева гораздо лучше. Они меньше впитывают влагу и дают еще более чистый звук, но стоят в разы дороже.

Какой вариант выбрать?

Пластиковые блокфлейты

Если вы желаете музицировать на берегу моря, нежась в лучах закатного солнца, то лучше берите пластик. Пластик, в отличии от дерева, не боится воды, а стоит так дешево, что даже если вы потеряете инструмент, или просто раздавите, будет не так жалко.

Уход за такими инструментами очень прост, они устойчивы к перепадам температур и влажности.

Одним словом пластиковые блокфлейты идеальны для отпуска, поездок и в качестве запасного варианта! Еще я рекомендовал бы их детским учреждениям и вообще во всех случаях, где блокфлейтой будет пользоваться не один человек (см. особенности ухода).

Минусов у пластиковых блокфлефт два:

  1. Выглядят слишком дешево.
  2. Звучат резковато по сравнению с деревянными.

Так что иметь в хозяйстве хоть одну – однозначно нужно!

Комбинированные блокфлейты

Это мой выбор. Звук довольно приятный, цена сравнительно не высокая, выглядит презентабельно.

Как уже говорил, для новичка вроде меня – самое то.

Деревянные блокфлейты

Если вы профи и выступаете со сцены – то пара тройка деревянных блокфлейт (на выход) у вас уже есть.

К тому-же вы знаете как за ними ухаживать.

В общем, как и говорил, с материалами все просто. Идем дальше.

Система

Блокфлейты бывают барочной (английской) и немецкой (германской) систем.

Как выяснилось, даже преподаватели не всегда знают что это, и в чем разница.

Давайте разберем подробнее, ведь на флейтах разных систем и играть нужно немного по-разному.

Внешние отличия

Перед вами две блокфлейты.

Блокфлейта немецкой (германской) системы

Блокфлейта барочной (английской) системы

Как видите они очень похожи. Внешняя разница лишь в том, что у блокфлейт немецкой системы третье отверстие снизу имеет более маленький диаметр, а у блокфлейт барочной системы – четвертое снизу.

Мнемоническое правило, которое раз и навсегда научит отличать один тип от другого освещено в главе “Как отличить барочную блокфлейту от немецкой?”.

Техника игры

Но это внешние мелочи. Главный подвох в том, что из за этой маленькой конструктивной особенности у этих блокфлейт разные аппликатуры при игре некоторых нот.

Так например у флейт сопрано (в строе C) в разных системах по разному будут браться ноты: фа, фа#, как нижние, так и верхние, а так-же верхняя соль#.

Вот, например, аппликатура для ноты фа (для барочной системы см строку с пометкой “B”, а для немецкой – с “G”).

Как видите, брать эти ноты на блокфлейтах немецкой системы несколько проще, но при этом профессиональные музыканты предпочитают блокфлейты барочной системы.

Поэтому я, на всякий случай, выбрал блокфлейту барочной системы и не жалею.

Впрочем есть у блокфлейт еще одно маленькое внешнее отличие, о котором стоит упомянуть.

Сдвоенные или одинарные отверстия

Обратите внимание на два нижних отверстия у предыдущих блокфлейт.

В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные.

На самом деле есть барочные блокфлейты с одинарными отверстиями и немецкие со сдвоенными. Так что это НЕ ПРИЗНАК системы, что бы вам кто не говорил.

Для чего нужны сдвоенные отверстия?

Простой пример. Допустим вам нужно сыграть до#.

На блокфлейте со сдвоенными отверстиями вы закрываете все отверстия, а в нижнем сдвоенном просто перекрываете более крупное отверстие, не трогая более мелкое.

На блокфлейте с одинарными, вам придется закрыть все отверстия, а самое нижнее прикрыть на половину! При том от того, если чуть перестараетесь или на оборот, можете получить немного более разный тон.

Для себя я выбрал блокфлейту со сдвоенными отверстиями. Она стоит чуть дороже, но лично мне так комфортнее.

А вот теперь перейдем к более серьезным различиям.

Тональность

По возможностям брать ноты разных тональностей, блокфлейты делятся примерно на десяток разновидностей, но мы разберем наиболее употребляемые. Их пять:

  • Сопранино (в строе F) – диапазон от F2 до G4
  • Сопрано (в строе С) «Descant» – диапазон от C2 до D4
  • Альт (в строе F) «Treble» – диапазон от F1 до G3
  • Тенор (в строе С) – диапазон от C1 до D3
  • Бас (в строе F) – диапазон от F до G2

Сопранино (in F)

Самая маленькая и берущая самые высокие ноты блокфлейта.

Где-то читал, что давным давно ее использовали для того, чтобы учить птиц насвистывать определенные мелодии.

Сопрано (in C)

Универсальная флейта. Подходит умудренным взрослым и малым детям, зеленым новичкам и прожженным профи. С нее любят начинать обучение игре на блокфлейте, на поперечной флейте и на кларнете.

Большинство произведений для блокфлейты пишут именно под Сопрано в строе C.

Такие блокфлейты – мой выбор.

Альт (in F)

Подойдет и любителям и музыкантам с мировым именем. Как и сопрано, пользуется достаточной популярностью.

А вот детям не годится. Интервал между отверстиями требует недетской растяжки пальцев.

Тенор (in C)

На такой блокфлейте сможет играть только профессионал. Интервал между отверстиями потребует профессионально растянутых пальцев. А так – замечательный инструмент.

Подумываю когда-нибудь прикупить. Если найду…

Бас (in F)

Сделан, видимо, специально для мутантов или инвалидов эстрады, поскольку требует невозможной распальцовки, которую придется нарабатывать изнурительными тренировками.

Видимо по этой причине людей, способных на ней играть, я даже на ютубе не смог найти. А жаль, думал и сам посмотреть и вам показать.

Одним словом, начинать рекомендую с сопрано, затем прикупить сопранино. Только после этого стоит брать более крупные и дорогие Альт, Тенор и, если в конец развалите пальцы, Бас.

Впрочем – шучу. Если мутация не входит в ваши планы, то знайте – современные бас-блокфлейты, как правило выпускаются, с клапанами.

Кстати о клапанах…

С клапанами или без?

Чуть не забыл про еще одно различие разных блокфлейт – клапаны.

Клапан, если используется, то ставится на самое нижнее отверстие блокфлейт начиная с альта.

По поводу этой детали не стихают ожесточенные споры.

Сторонники клапанов утверждают, что благодаря клапану производитель блокфлейты может расположить отверстия там, где им положено быть, для наилучшего звучания.

Противники клапанов считают, что те довольно громко клацают во время исполнения.

Лично я считаю, что это не принципиально, хотя сам предпочту блокйлейту без клапана. Чем меньше дополнительных деталей, тем меньше цена и шанс что-то сломать в неподходящий момент.

Вроде бы все рассказал… А! НЕТ! Еще флейты различаются по производителю.

Производитель

Вы уже убедились, как много вариантов имеет простая, казалось-бы дудочка-блокфлейта. Но это, как видите, еще далеко не все.

Блокфлейты отличаются по цвету, прозрачности, форме, наличию дополнительных рюшек и конструктивных усовершенствований, которые зависят от производителя.

От производителя-же зависят как качество материала, так и точность (и мягкость) звучания инструмента.

Т.е. блокфлейта может быть сделана из шикарнейшего дерева, иметь богатый внешний вид (и космическую цену), но если конструкция модели неудачная, оборудование неточное, а персонал – неумелый, получите красивую игрушку не пригодную для серьезного музицирования.

Заниматься сравнением блокфлейт разных производителей мне не интересно. Это затратный процесс как по деньгам, так и по времени.

Поэтому для себя я выбираю либо японскую Ямаху (Yamaha), либо немецкий Хонер (Hohner).

Эти бренды, даже если производят свою продукцию на заводах Китая (сейчас все перенесли туда производство), все-равно контролируют качество на столько хорошо, что разные инструменты одной серии имеют одинаковое звучание и качество. Так что можно спокойно заказывать даже не проверяя.

Хотя, я вам настоятельно не рекомендую покупать любой  музыкальный инструмент у тех, кто не готов его заменить, в случае производственного брака. Все-таки всякое бывает, в т.ч. ненадлежащие условия хранения и транспортировки, убивающие инструмент еще до продажи.

Так что если берете блокфлейту в интернет-магазине – выбирайте надежный, который успешно работает хотя-бы года 4 и, в идеале, имеет розничную сеть. На всякий случай.