История блокфлейты

Блокфлейта, если говорить просто, представляет собой свисток с пальцевыми отверстиями для изменения тональности звука.

Музыкальные инструменты работающие по такому принципу появились примерно за сорок тысяч лет до новой эры. Что примечательно, они попадались у самых разных народов.

Судя по всему вначале это были просто свистки, которые затем усовершенствовали, добавив отверстия для пальцев.

Но духовых инструментов такого типа – масса. Одних только флейт можно штук десять на вскидку перечислить.

Так что как бы мне не хотелось думать, что я играю на древнейшем инструменте, все-же стоит четко выделить историю именно блокфлейты.

Начало

Первые упоминания о блокфлейте появляются уже в девятом веке новой эры (в средневековье). Блокфлейта тех времен, разумеется отличалась от современной, но это была уже именно блокфлейта, а не сопилка или свирель.

К сожалению сами инструменты не дошли до наших дней. Оно и понятно, учитывая из чего их делали. Зато дошли картины художников, на которых, кроме всего остального, попадаются и блокфлейты.

Впрочем инструменты из раскопок 14 века – сохранились достаточно.

Считается, что в средние века флейта использовалась как самостоятельный инструмент, распространением которого (видимо), занимались странствующие артисты.

Зато в эпоху возрождения, когда блокфлейты достаточно распространились по Европе, стали появляться ансамбли. Более того: в 16 веке появились и нотные записи, и первый самоучитель игры на блокфлейте.

Взлет

Однако, самый бум блокфлейты пришелся на 17-й век (эпоха Барокко).

В этот период для блокфлейты пишут музыку многие композиторы той эпохи. Например Вивальди и Бах. Это уже потом их произведения переписываются для поперечной флейты…

Да… Увы, блокфлейту вытеснила поперечная флейта.

Конечно, если вы пойдете прямо сейчас в музыкальный магазин и сравните поперечную флейту с блокфлейтой, то вам может показаться очевидным, от чего это произошло.

Поперечная флейта – намного совершеннее. У нее и звучание громче, и октав она больше охватывает.

Падение

Но на самом деле причина не в этом. В эпоху Барокко поперечная флейта была не многим лучше блокфлейты.

Скорее всего дело просто в моде. Все играли на блокфлейте, и те музыканты, что перешли на поперечную – сразу выделились из толпы.

А уже потом, когда поперечная флейта набрала популярность, под нее стали писать новые произведения и переписывать старые, вот тогда и все навороты стали ставить именно на нее.

Если бы не это, как знать, может именно блокфлейта сверкала бы на прилавках металлическим корпусом со множеством клапанов, а поперечная выглядела, как дудочка пастуха.

Но это все измышления. Факты говорят о том, что блокфлейта после эпохи Барокко практически вышла из употребления. Разве что в опереттах, или среди любителей ее еще продолжали использовать.

Возрождение

Казалось, блокфлейте уготовлена судьба множества музыкальных инструментов, отправленных на свалку истории.

Но нет!

Случилось так, что с конца 19 в. у человечества проснулся интерес к старине. На этой волне блокфлейта была реанимирована и стала одним из самых популярных инструментов уже с середины 20 в. На ней стали играть самые разные люди: от любителей, которые даже нот не знают, до музыкантов с мировым именем.

Вывод

Почему именно блокфлейта, а не поперечная флейта?

Это не случайно! Думаю дело… в цене.

Все эти навороты, о которых я писал, сделали поперечную флейту очень дорогим музыкальны инструментом, в то время, как блокфлейта (практически переставшая совершенствоваться после своего падения) стоит в сотни раз дешевле, и при этом, в умелых руках, звучит потрясающе.

Вот так блокфлейта, проиграв однажды более модному, а затем и более навороченному инструменту, в итоге победила его же в борьбе за популярность.

На мой вкус, это очень ценный урок истории.